Уважаемый посетитель!
Эта статья подготовлена практикующим адвокатом – Вихляновым Р.И.
Стаж практической работы более 15 лет, специализация на делах о взятках и коммерческом подкупе. На основной странице сайта представлены классифицированные оправдательные приговоры по делам о взятках, практические рекомендации по защите и много другой полезной информации.
Вы можете быть уверены в достоверности информации, представленной в статье.
Если у вас по прочтению останутся вопросы — скорее всего, вас беспокоит конкретная ситуация.
Потратьте час на консультацию со мной — мы разберем вашу ситуацию.
Консультация строго конфиденциальна.
Административная ответственность за взятку дополняет уголовную ответственность. К уголовной ответственности привлекается физическое лицо, которое передало взятку, к административной – юридическое лицо.
Вопрос административной ответственности за взятку в России регулируется статьей 19.28 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Необходимо отметить, что в КоАП РФ используется термин не взятка, а незаконное вознаграждение. Хоть это и синонимы, но в уголовном кодексе различаются понятия взятки (дается должностным лицам госорганов) и коммерческого подкупа (дается лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих организациях). Термин "незаконное вознаграждение" объединяет эти два понятия.
Если в интересах вашей организации дана взятка, не сомневайтесь, рано или поздно вопрос о привлечении вашей организации будет поставлен. Этот показатель находится на контроле прокуратуры и они пристально следят за его исполнением. Просто обычно сначала в рамках расследования собирается доказательственная база, а в дальнейшем материалы передаются в прокуратуру для привлечения к административной ответственности.
Ниже раскрывается, что входит в предмет доказывания по этой категории дел, как происходит процесс доказывания, какое наказание грозит, а также, какие возможности для освобождения от ответственности предусмотрены законом.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, включает в себя действия, совершенные от имени или в интересах юридического лица. Эти действия касаются незаконной передачи, предложения или обещания денег, ценных бумаг, имущества, услуг имущественного характера или имущественных прав должностным лицам.
К примеру, организация может быть привлечена к ответственности, если её представители предложили или передали денежное вознаграждение с целью получения определенного действия или бездействия со стороны должностного лица – победы в конкурсе на государственный контракт.
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) устанавливает ответственность за незаконные действия от имени или в интересах юридического лица, связанные с передачей, предложением или обещанием должностному лицу денег, ценных бумаг или иного имущества за совершение действий (бездействие) в интересах данной организации. Часть 1 данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа для организаций в размере от одного до двадцатикратного размера незаконного вознаграждения, но не менее одного миллиона рублей.
Пример из судебной практики: В 2021 году судом была рассмотрена ситуация, связанная с незаконной передачей вознаграждения в особо крупном размере. Крупная корпорация была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.28 КоАП РФ, и оштрафована на сумму 120 миллионов рублей. Этот случай стал одним из самых резонансных примеров применения санкций по данной статье и подчеркнул серьёзность последствий для юридических лиц, нарушающих антикоррупционное законодательство.
Крупный и особо крупный размер: Согласно частям 2 и 3 статьи 19.28 КоАП РФ, крупным размером признаётся сумма, превышающая 1 миллион рублей, а особо крупным — свыше 20 миллионов рублей. В случае выявления таких нарушений меры административной ответственности становятся значительно более строгими. Например, штраф для юридических лиц за незаконное вознаграждение в крупном размере может составлять от десятикратной до тридцатикратной суммы вознаграждения, но не менее 20 млн. рублей, а за особо крупное — от двадцатикратной до шестидесятикратной суммы, но не менее 100 млн. рублей.
Различия с уголовным законодательством: Стоит отметить, что размеры крупного и особо крупного вознаграждения в административном и уголовном законодательстве различны. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, крупным размером взятки считается сумма свыше 150 тысяч рублей, а особо крупным — свыше 1 миллиона рублей.
Наказание за обещание или предложение вознаграждения: Административная ответственность распространяется не только на фактическую передачу незаконного вознаграждения, но и на его предложение или обещание. В случаях, когда сумма вознаграждения не указана, организация привлекается к ответственности по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ. Размер штрафа в таких ситуациях не может быть менее 1 миллиона рублей, что служит существенным сдерживающим фактором для юридических лиц.
Единственным субъектом административной ответственности за нарушение, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ, является юридическое лицо. Это означает, что организация, чьи действия привели к административному правонарушению, несет ответственность за действия своих представителей, если они действовали от её имени или в её интересах. Важно, что даже если физическое лицо, совершающее правонарушение, не является официальным представителем организации, но его действия были согласованы с руководством или иной уполномоченной фигурой, организация все равно несет ответственность.
При этом привлечение физических лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает организацию от административной ответственности. Это подтверждает необходимость комплексного подхода к решению вопроса о правомерности действий, совершаемых от имени юридического лица.
Объем обстоятельств, подлежащих доказыванию, при привлечении к административной ответственности практически полностью совпадает с объемом обстоятельств, которые доказываются в рамках уголовного дела:
Для привлечения к административной ответственности нужно дополнительно доказать то обстоятельство, что действия были совершены от имени или в интересах организации.
Это может быть связано с тем, что физическое лицо выполняло свои функции в рамках деятельности организации, будь то должностное лицо или лицо, имеющее соответствующие полномочия. В случае, если физическое лицо не связано с организацией трудовыми или договорными отношениями, но действовало в её интересах с ведома или по указанию уполномоченных лиц, организация также будет нести ответственность.
Как правило, сбор доказательств производится в рамках уголовного дела, при привлечении физического лица к уголовной ответственности.
В дальнейшем, когда в ходе расследования сформирована необходимая доказательственная база, эти материалы сопроводительным письмом направляются в прокуратуру, а прокурором, уже на основании собранных материалов, инициируется процесс привлечения к административной ответственности.
Дополнительных проверочных мероприятий прокуратурой как правило не проводится.
Административная ответственность за взятку выражается в наложении штрафа. В соответствии с санкциями части 1 ст. 19.28 КоАП РФ, минимальный размер штрафа составляет не менее 1 миллиона рублей, а для особо крупного размера незаконного вознаграждения — не менее 100 миллионов рублей. Кроме того, могут быть применены дополнительные меры наказания, такие как конфискация имущества или денежных средств, которые были незаконно переданы.
В качестве меры обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания введена возможность ареста имущества.
Наложение ареста на имущество юридического лица является одной из особенностей административной ответственности, предусмотренной статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Эта мера служит обеспечением исполнения административного наказания и может применяться по инициативе прокурора.
Право прокурора на инициирование ареста: В случае выявления правонарушения, предусмотренного статьёй 19.28 КоАП РФ, прокурор вправе обратиться в суд с ходатайством о наложении ареста на имущество юридического лица. Это может включать как денежные средства на банковских счетах, так и иное имущество компании. Основной целью данной меры является обеспечение возможности исполнения решения суда об административном штрафе.
Пределы ареста: Объём арестованного имущества определяется исходя из суммы грозящего административного штрафа. Это означает, что аресту подлежит только та часть имущества, которая покрывает сумму возможного штрафа за совершённое правонарушение. Такой подход позволяет сбалансировать необходимость обеспечения наказания и интересы юридического лица, минимизируя негативное влияние на его деятельность.
Процедура наложения ареста: Ходатайство прокурора о наложении ареста рассматривается судом. В случае удовлетворения ходатайства, судебное решение становится основанием для наложения ареста на имущество. Данная процедура обеспечивает прозрачность и законность применения меры обеспечения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьёй 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), составляет 6 лет. Этот срок начинает исчисляться с момента совершения правонарушения, то есть передачи незаконного вознаграждения. Такое длительное время установлено частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ и является особенностью правонарушений в области противодействия коррупции.
Удлинённый срок давности: В отличие от большинства других административных правонарушений, для которых предусмотрены более короткие сроки давности, коррупционные нарушения характеризуются удлинёнными временными рамками для привлечения виновных лиц к ответственности. Это объясняется сложностью выявления и доказывания таких правонарушений, поскольку они часто имеют скрытый характер и требуют длительных расследований.
С 1 января 2021 года информация о юридических лицах, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), подлежит обязательному включению в Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Данное требование основано на постановлении Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 года №60 (в редакции от 16 августа 2023 года).
Формирование информации в ЕИС: Информация о привлечении юридического лица к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ автоматически передается Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Федеральное казначейство. Эти данные отражаются в Едином реестре участников закупок на портале https://zakupki.gov.ru и становятся доступными для общественности, включая заказчиков, поставщиков и заинтересованных лиц.
Юридически значимые последствия: Одним из ключевых последствий для организаций, привлеченных к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, является запрет на участие в закупках для государственных и муниципальных нужд на срок два года. Этот запрет предусмотрен пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Таким образом, нарушение требований законодательства о противодействии коррупции может серьезно повлиять на возможность компании участвовать в государственном секторе экономики.
Внесение данных в открытые реестры служит не только наказанием, но и превентивной мерой, направленной на предотвращение аналогичных нарушений в будущем.
Интеграция данных о нарушениях в ЕИС и другие государственные реестры создает прозрачную систему контроля и способствует повышению ответственности юридических лиц за соблюдение норм антикоррупционного законодательства.
Примечание 5 к ст. 19.28 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения юридического лица от административной ответственности, если организация способствовала выявлению правонарушения или участвовала в расследовании, выявлении и раскрытии преступлений, связанных с данным нарушением. Однако освобождение физического лица от уголовной ответственности не является основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности, как и обратная ситуация.
Если в интересах вашей организации была дана взятка, не затягивайте с привлечением специализированного адвоката. Санкции по ст. 19.28 КоАП РФ на порядок превышают сумму за консультацию.
Мной не раз собирались материалы для привлечения к административной ответственности юридических лиц, в тонкостях обсуждались различные ситуации, доказывающие или наоборот опровергающие передачу денег в интересах юридического лица.
УВАЖАЕМЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ!
Надеюсь, что информация, представленная в статье, была вам полезна.
В случае если у вас остались невыясненные вопросы — обращайтесь на консультацию.
Стоимость первичной консультации — 7500 рублей за час.
В течение последних 10 лет я специализируюсь на защите по делам о взятках.
С большой вероятностью та ситуация, в которой вы оказались, уже ранее неоднократно встречалась в моей практике.
В рамках работы нашей командой разобрано большинство ситуаций, встречающихся по делам о взятках, подобрана судебная практика по каждой из них. Вы можете самостоятельно классифицировать свою ситуацию и получить по ней примеры оправдательных приговоров и практические рекомендации.
Адвокатская палата Красноярского края
Коллегия адвокатов Красноярского края «Бизнес и Право»
Адвокат Вихлянов Роман Игоревич
реестровый регистрационный номер 24/1932
Мобильный телефон:
+7-(913)-590-61-48
Адрес: Красноярский край,
г. Красноярск, ул. Маерчака, 31 «а»
Свяжусь с вами в течение 24 часов